Опыт эксплуатации аккумуляторов компании FIAMM :: 1000va.ru
Наверх

Закажите товар по телефону!

8 (495) 197-78-47

8-800-350-78-47

бесплатный для регионов

Пн. - Пт. 9:30-18:00

по четвергам 9:30-20:00*

Заказать обратный звонок

г. Москва

ул. Угрешская, д. 2, стр. 2, оф. 110

Кожуховская

Схема проезда

info@1000va.ru

Корзина
Ваша корзина пуста

Опыт эксплуатации аккумуляторов компании FIAMM

1. Условия эксплуатации и последующего хранения аккумуляторных батарей

Куплены 28.04.2007 г. и сразу же введены в эксплуатацию на объекте в составе ИБП Dygis 10 kVA, 3/3. Источник бесперебойного питания с батарейным шкафом работал в помещении с кондиционером (Т ≈ +20 °С), активная нагрузка 4,8 кВт. Отключения питающего напряжения редкие и, как правило, недлительные, не более, чем на 1 час. Глубоких разрядов до 10,5 В/АКБ было не более 5 раз за все время эксплуатации.

После плановой замены 15.01.2011 г. указанные аккумуляторные батареи были демонтированы и хранились при температуре не выше +15 °С без подзарядки в сухом складском помещении до 10.05.2011 г. Далее аккумуляторы хранились в коридоре офиса до 09.03.2012 г.

2. Измерение параметров аккумуляторных батарей

Измерения емкости аккумуляторов и напряжения на клеммах производились прибором "Кулон 12/f", зав. №0502435. Результаты измерений параметров аккумуляторных батарей в процессе хранения до 09.03.2012 г. и после дозарядки в течение 4 дней в составе ИБП приведены в табл. 1,

№ АКБ Даты проведения измерений
10.05.2011 г. 18.10.2011 г. 06.03.2012 г. 14.03.2012 г. 21.04.2012 г.
C (Ач) U (В) C (Ач) U (В) C (Ач) U (В) C (Ач) U (В) C (Ач) U (В)
1 21,0 12,79 20,2 12,66 ....... 12,53 22,8 13,15 22,6 13,35
2 22,6 12,91 22,6 12,79 20,6 12,68 ....... ....... 25,4 13,21
3 25,8 12,98 22,4 12,86 ....... ....... ....... ....... 27,8 13,25
4 23,8 12,96 23,2 12,84 21,2 12,73 ....... ....... 25,4 13,23
5 22,4 12,86 21,6 12,72 19,2 12,62 ....... ....... 23,6 13,43
6 23,8 12,96 22,6 12,85 ....... ....... ....... ....... 30,2 13,36
7 23,6 12,98 22,6 12,82 16,6 12,64 ....... ....... 24,0 13,28
8 24,2 12,98 22,2 12,84 18,0 12,69 ....... ....... 24,6 13,41
9 22,8 12,95 21,8 12,69 19,0 12,69 24,0 13,23 24,2 13,39
10 22,2 12,93 21,2 12,80 18,0 12,65 22,6 13,22 23,4 13,37
11 24,2 12,97 22,6 12,85 ....... ....... 25,8 13,13 26,2 13,30
12 23,6 12,96 22,6 12,84 20,0 12,69 ....... ....... 24,8 13,38
13 22,8 12,95 21,6 12,83 ....... ....... ....... ....... 23,6 13,36
14 20,0 12,81 19,2 12,69 16,9 12,55 22,0 13,16 22,0 13,32
15 25,2 12,97 23,8 12,87 22,2 12,76 ....... ....... 26,4 13,48
16 24,0 12,98 23,6 12,86 22,2 12,75 ....... ....... 25,8 13,48
17 24,2 12,98 23,8 12,86 21,4 12,73 ....... ....... 25,8 13,44
18 24,0 12,97 23,6 12,86 21,4 12,74 26,0 13,17 26,0 13,41
19 23,8 12,96 23,8 12,84 23,2 12,72 25,4 13,17 25,8 13,42
20 24,6 12,95 23,8 12,84 ....... ....... 25,6 13,14 26,4 13,33
21 19,5 12,81 18,9 12,70 17,2 12,59 22,0 13,13 22,6 13,37
22 24,6 13,01 23,4 12,88 20,6 12,75 25,8 13,11 25,6 13,40
23 22,4 12,88 21,8 12,77 19,8 12,66 24,8 13,19 24,8 13,42
24 20,4 12,80 19,9 12,68 17,4 12,56 22,4 13,25 22,2 13,32
25 20,2 12,85 20,0 12,74 17,1 12,60 21,4 13,20 21,8 13,32
26 23,0 12,97 22,8 12,85 20,6 12,72 ....... ....... 25,2 13,28
27 23,8 12,95 22,8 12,84 ....... ....... 25,2 13,25 25,4 13,23
28 23,6 12,98 23,4 12,86 21,4 12,74 25,2 13,25 30,4 13,31
29 23,8 12,96 23,2 12,84 21,2 12,71 25,6 13,20 25,8 13,23
30 22,4 12,89 21,6 12,87 18,7 12,65 ....... ....... 24,2 13,39
31 23,8 12,97 23,2 12,84 20,4 12,71 ....... ....... 25,4 13,34
32 24,0 12,97 23,6 12,85 ....... ....... ....... ....... 26,0 13,42
33 23,2 12,96 22,4 12,84 ....... ....... ....... ....... 25,0 13,33
34 (U1) 25,8 ....... 24,6 12,82 23,0 12,73 ....... ....... 25,6 13,42
35 ....... ....... 23,2 12,81 21,8 12,69 ....... ....... 25,6 13,35
36 (Т1) ....... ....... 19,0 13,04 17.7 12,80 20,4 13,22 20,6 13,47

Табл. 1.

где C – измеряемая емкость аккумуляторных батарей (Ач); U – напряжение, измеряемое на клеммах (В).

Пропуски в измерениях /......./ происходили из-за недоступности некоторых аккумуляторов после монтажа в батарейный модуль.

U1, Т1 - пока все батареи работали в ИБП на объекте, аккумуляторы №34 и №36 хранились в техотделе. Изредка они использовались для получения 12 В, без особого присмотра заряжались и снова разряжались. Из состава ИБП 2 шт. АКБ были “запороты”, и эти аккумуляторы были включены в анализ.

3. Прибор "Кулон 12/f" - можно ли ему верить?

28.03.2012 г. АКБ №22, доступный для измерений, при контрольном разряде током 4 А до Uразр = 10,5 В отдал 22,6 Ач реальной емкости. Тогда паспортная емкость (разряд током 0,05С = 0,05*27 = 1,35 А) составит 22,6/0,85 = 26,6 Ач, что близко к значению 25,8 Ач, измеренному прибором "Кулон 12/f". Кажется, что положительный ответ на поставленный вопрос получен, и можно утверждать, что все аккумуляторы-пятилетки FIAMM-GS FG22703 после 5 лет имеют весьма солидную остаточную емкость.

К сожалению, 21.04.2012 г. разряд всех 36 аккумуляторов в составе ИБП дал куда более скромный результат – при разряде током 6,3 А батарейный модуль отдал емкость 12,7 Ач или приведенную к паспортной 12,7 Ач/0,8 = 15,9 Ач, причем первым к уровню напряжения разряда 10,75 В подошел вышеупомянутый АКБ №22. Что помешало ему еще раз отдать 26,6 Ач? Недостаточная зарядка после контрольного разряда 28.03.2012 г., неспособность эффективно работать на токе 6,3 А или что-то еще?

Добавлю, что к моменту остановки ИБП из-за истощения аккумулятора №22 только 5 аккумуляторных батарей (№10, 12, 31, 34 и 35) показывали на клеммах U ≈ 11,3 В, остальные 30 шт. – существенно выше. Ориентиром служили измерители суммарного напряжения батарей: 207 В для ВАТ+ и 212 В для ВАТ-*, т. е. среднее напряжение АКБ на тот момент составляло 207/18 = 11,5 В и 212/18 = 11,77 В. Это позволяет ожидать реальных разрядных емкостей ощутимо больше 16 Ач.

* Примечание: ВАТ+ и ВАТ- означают 2 плеча аккумуляторной сборки со средней точкой. В ИБП для каждого плеча своя индикация тока заряда и суммарного напряжения.

4. Подведение итогов

На основе полученных данных я пока не стал бы делать окончательных выводов, а лучше провел бы выборочные контрольные разряды еще для нескольких АКБ (насколько хватило бы времени и терпения, ведь каждый такой разряд длится более 5 часов и требует периодических измерений тока и напряжения разряда). Возможно, в будущем такая статистика у меня появится. А пока могу сказать следующее:

  1. 28.03.2012 г. аккумулятор №22 при первом разряде показал отличную остаточную емкость - 26,6 Ач. Это бесспорный факт.
  2. Аккумуляторные батареи №33, 34, 35 еще ранее, в феврале 2011 г., почти сразу после демонтажа из ИБП Dygis 10 kVA, 3/3 показали очень хорошую остаточную емкость - около 22 Ач при разрядном токе около 5 А. И хотя за давностью времени записи измерений параметров этих аккумуляторов затерялись, почтительное отношение к батареям FIAMM появилось именно тогда.
  3. 30 шт. АКБ на момент остановки ИБП из-за истощения аккумулятора №22 имели напряжение в среднем более 11,5 В и 11,77 В, соответственно, их реальная отдача оценивается более, чем 15,9 Ач.

Ведущий инженер группы компаний "Траскон", Абуткин Наиль Кяримович.