Статьи по разделам
Опыт эксплуатации аккумуляторов компании FIAMM
1. Условия эксплуатации и последующего хранения аккумуляторных батарей
Куплены 28.04.2007 г. и сразу же введены в эксплуатацию на объекте в составе ИБП Dygis 10 kVA, 3/3. Источник бесперебойного питания с батарейным шкафом работал в помещении с кондиционером (Т ≈ +20 °С), активная нагрузка 4,8 кВт. Отключения питающего напряжения редкие и, как правило, недлительные, не более, чем на 1 час. Глубоких разрядов до 10,5 В/АКБ было не более 5 раз за все время эксплуатации.
После плановой замены 15.01.2011 г. указанные аккумуляторные батареи были демонтированы и хранились при температуре не выше +15 °С без подзарядки в сухом складском помещении до 10.05.2011 г. Далее аккумуляторы хранились в коридоре офиса до 09.03.2012 г.
2. Измерение параметров аккумуляторных батарей
Измерения емкости аккумуляторов и напряжения на клеммах производились прибором "Кулон 12/f", зав. №0502435. Результаты измерений параметров аккумуляторных батарей в процессе хранения до 09.03.2012 г. и после дозарядки в течение 4 дней в составе ИБП приведены в табл. 1,
Табл. 1.
где C – измеряемая емкость аккумуляторных батарей (Ач); U – напряжение, измеряемое на клеммах (В).
Пропуски в измерениях /......./ происходили из-за недоступности некоторых аккумуляторов после монтажа в батарейный модуль.
U1, Т1 - пока все батареи работали в ИБП на объекте, аккумуляторы №34 и №36 хранились в техотделе. Изредка они использовались для получения 12 В, без особого присмотра заряжались и снова разряжались. Из состава ИБП 2 шт. АКБ были “запороты”, и эти аккумуляторы были включены в анализ.
3. Прибор "Кулон 12/f" - можно ли ему верить?
28.03.2012 г. АКБ №22, доступный для измерений, при контрольном разряде током 4 А до Uразр = 10,5 В отдал 22,6 Ач реальной емкости. Тогда паспортная емкость (разряд током 0,05С = 0,05*27 = 1,35 А) составит 22,6/0,85 = 26,6 Ач, что близко к значению 25,8 Ач, измеренному прибором "Кулон 12/f". Кажется, что положительный ответ на поставленный вопрос получен, и можно утверждать, что все аккумуляторы-пятилетки FIAMM-GS FG22703 после 5 лет имеют весьма солидную остаточную емкость.
К сожалению, 21.04.2012 г. разряд всех 36 аккумуляторов в составе ИБП дал куда более скромный результат – при разряде током 6,3 А батарейный модуль отдал емкость 12,7 Ач или приведенную к паспортной 12,7 Ач/0,8 = 15,9 Ач, причем первым к уровню напряжения разряда 10,75 В подошел вышеупомянутый АКБ №22. Что помешало ему еще раз отдать 26,6 Ач? Недостаточная зарядка после контрольного разряда 28.03.2012 г., неспособность эффективно работать на токе 6,3 А или что-то еще?
Добавлю, что к моменту остановки ИБП из-за истощения аккумулятора №22 только 5 аккумуляторных батарей (№10, 12, 31, 34 и 35) показывали на клеммах U ≈ 11,3 В, остальные 30 шт. – существенно выше. Ориентиром служили измерители суммарного напряжения батарей: 207 В для ВАТ+ и 212 В для ВАТ-*, т. е. среднее напряжение АКБ на тот момент составляло 207/18 = 11,5 В и 212/18 = 11,77 В. Это позволяет ожидать реальных разрядных емкостей ощутимо больше 16 Ач.
* Примечание: ВАТ+ и ВАТ- означают 2 плеча аккумуляторной сборки со средней точкой. В ИБП для каждого плеча своя индикация тока заряда и суммарного напряжения.
4. Подведение итогов
На основе полученных данных я пока не стал бы делать окончательных выводов, а лучше провел бы выборочные контрольные разряды еще для нескольких АКБ (насколько хватило бы времени и терпения, ведь каждый такой разряд длится более 5 часов и требует периодических измерений тока и напряжения разряда). Возможно, в будущем такая статистика у меня появится. А пока могу сказать следующее:
- 28.03.2012 г. аккумулятор №22 при первом разряде показал отличную остаточную емкость - 26,6 Ач. Это бесспорный факт.
- Аккумуляторные батареи №33, 34, 35 еще ранее, в феврале 2011 г., почти сразу после демонтажа из ИБП Dygis 10 kVA, 3/3 показали очень хорошую остаточную емкость - около 22 Ач при разрядном токе около 5 А. И хотя за давностью времени записи измерений параметров этих аккумуляторов затерялись, почтительное отношение к батареям FIAMM появилось именно тогда.
- 30 шт. АКБ на момент остановки ИБП из-за истощения аккумулятора №22 имели напряжение в среднем более 11,5 В и 11,77 В, соответственно, их реальная отдача оценивается более, чем 15,9 Ач.
Ведущий инженер группы компаний "Траскон", Абуткин Наиль Кяримович.